Британский и русский архитектор, стоявший у истоков московского стиля модерн, и ставший одним из самых знаменитых мастеров своего времени. Впитавший и отразивший в своем творчестве традиции Европы, Африки и России, он возвел множество прелестных зданий, изменив представление москвичей об архитектуре.

Юность архитектора

Появился на свет мальчик в 1874 году, в Одесской области. Его семья хранила традиции предков, среди которых были и русские, и шотландцы, и долго в России не прожила. Юность молодого человека прошла вне родной страны. То он жил в Европе, то вообще отправлялся в Южную Африку. Домой же удалось вернуться только в 17 лет. Будущий британский архитектор уже тогда знал, чем хочет заниматься, и поступил слушателем в художественное училище при Академии художеств Петербурга. Занимался у Бенуа, и там же увлекся архитектурой. Но такого обучения юному таланту оказалось недостаточно, и в 1897 году парень отправился в Париж, где тоже стал учиться, только у живописца Редона – символиста, известного тогда на всю Францию. После возвращения в Россию он едет уже не в Петербург, а в Москву, где начинает работать под руководством Мамонтова. Благодаря Врубелю изучает искусство керамиста, и прекрасно воспринимает все идеи московского кружка его учителей, что провозглашают единство всех искусств, тесное соприкосновение красоты во всем мире. Так в разуме юноши родился московский модерн.

Известность и смерть

Уже на рубеже веков мастер начал творить, и удивлять. Его работа – гостиница Метрополь, один из лучших примеров модерна в его московском восприятии. Особняк Гутхейль тоже выделился необычностью стиля, но он появился на свет спустя пару лет. Архитектор тогда еще британским не был, но его творения уже отличались чертами, сближавшими их с произведениями зодчих Туманного Альбиона.
В 1908 году семья переехала в Великобританию. И там мастера тоже ждала известность – правда, как архитектора и гравера. Его выставки акварелей тоже радовали публику, а мастерство в граверном искусстве оказалось настолько велико, что Вильяма выбрали в Королевское общество граверов и живописцев, значительная честь по тем временам.
К сожалению, во время Второй мировой войны ужасы сражений и кризис на работе и в семье привели к отчаянию мастера, ставшему причиной его самоубийства. Было это в 1943 году.