Основными тенденциями прошлого столетия стали функционализм и органическая архитектура, что особенно успешно передаются при помощи свободных форм. Многие архитекторы пытались найти свой путь в связи двух течений. Среди них Ле Корбюзье, Аалто и Сааринен.
Работы Корбюзье
В последних работах одного из величайших мастеров архитектуры прошлого века и несравненного реформатора исследователи справедливо отмечают стремление к смешению двух популярных течений. Как обычно после переплетения мастер создал не просто сочетание, а совершенно самостоятельный образ, со свободными и необычными формами, противопоставив его многим школам того времени. В первую очередь он выбрал много железобетона с его необычной пластикой, вместо металла, стекла и принципа призмы. Первая попытка была сделана еще в Марселе, и она стала самой ранней – а вторая и более значительная уже в капелле в Роншане. Нотр-Дам дю О до сих пор считается одной из лучших его работ, необычайно обогатила современную архитектуру и дала ей толчок, так необходимый для совершенствования.
Эксперименты Нового и Старого света
В то время экспериментировали еще многие. Примером сочетания художественного и функционального стали работы Сааринена, представленные в Америке. Его произведения — в том числе Ворота запада и даже знаменитый терминал аэропорта Кеннеди, тяготеют одновременно и к функционализму, и к романтизму и к символизму. Его органическая архитектура идеально вписывается в природу и в городские очертания, становясь словно бы живым украшением. Однако не забывал он и про функционализм – ярче всего тот проявился в работе над Юридическим факультетом Чикагского университета, но и тут не обошлось без его любимого необычного подхода.
Примерно в то же время но на другом материке экспериментировал еще один великий мастер архитектуры финского происхождения. Аалто с самого начала пришел к простым геометрическим формам. Но с развитием своего личного стиля стал обращать больше внимания на сочетание органической архитектуры с принципами функционализма, и дополнил это национальными традициями. Его здания до сих пор считаются образцами северной архитектуры, гибкость композиции позволяет им легко вписываться в среду, а свобода объемов открывает новые пространства искусства.