Начиная с 30-х годов прошлого столетия и Великобритания, единственное государство, до сих пор уважавшее классику и готику, была покорена функционализмом. Во многом заслуга тут на плечах бежавших от нацистов талантливых европейских архитекторов, что принесли с собой стили своих государств, и исторических эпох.

Новаторство и традиции

Хотя в то время знаменитый Гропиус, основатель Баухауса, перебрался на остров, вместе со многими своими товарищами, это не заставило британцев забыть о своих традициях и классических приемах. Верные классическим требованиям, архитекторы с огромным удовольствием приняли новые правила и новые принципы. Даже функционализм в Британии, при всем международном влиянии стиля, сохранил характерные черты английского зодчества и обычно не имел яркой или какой-то стилизации. Примером такого здания может быть Мемориальный театр. Расположенный в Стрэдфорде, он имеет кирпичную облицовку, и украшен кирпичами разных градаций. В интерьере примерно тот же эффект создает облицовка огромным количеством пород дерева. При всей композиции, когда объемы демонстрируют явное применение функционализма в архитектуре строения для ее формирования, тут же читаются и стили прошлых исторических эпох. Облик здания является романтическим, даже поэтическим, он свободен от всяких систем стилизации, и органично смотрится на фоне как архитектуры функционализма Европы, так и британского зодчества.

Европейское влияние

В то время, когда британцы сохраняли классический стиль исторической эпохи начала XX века, вся Европа уже перешла к конструктивизму и функционализму. Именно тогда стали появляться жилые дома из панелей, в основном железобетонных, применялись металлические каркасы. Конструктивный подход требовал поиска новой формы, и в результате многие архитекторы стали преувеличивать роль техники. Доходило даже до фетишизации индустриализма. Это оказывало влиянию и на британскую архитектуру, приводя ее объемы к новым формам. Однако полноценного функционализма того времени в Британии практически нет – все блочные, сборные дома тридцатых и сороковых дополнительно оформлены так, чтобы не выбиваться из очертаний города. Композиция всей городской архитектуры в то время была намного более целостной, нежели мы можем видеть сегодня.