Выделение отдельного стиля позволяет четко говорить, что он обладает некоторыми общими чертами, делающими его уникальным. Все эти общие черты и особенности мы и постараемся перечислить.
1. Сближение архитектуры с другими видами искусства, в частности с изобразительным. Они в то время слились и дополнили особенности друг друга уникальными чертами. Вообще русская архитектура давно славится такими особенностями, как близость этих двух видов искусств. Особенно ярко выделяется тут строительство церковных зданий. Редкие из церквей в прошлом обходились без яркой архитектурной выразительности и фресок, ставших отдельным направлением искусства. Храмы, созданные до XIV века, в северо-восточном регионе так и вовсе покрывались резьбой по камню. Однако опыт русской архитектуры постепенно стал отвергаться, и связь между двумя видами искусств стала ослабевать. Лишь модерн с его выразительностью и стремлением к переосмыслению культуры, смогли вернуть восприятие здания как холста, на котором каждый маленький мазок имеет значение, а все создает целую концепцию.
2. Ориентированность на территорию и на пространство – результатом чего и стало появление сразу двух течений, во многом противоречащих друг другу. Это течения Петербурга и течение Москвы. Само то, что в ярком и уникальном стиле стали выделяться внутренние течения, стали необычными, потому что в нем почти никогда школа не определяла влияния больше, чем течение, в котором работал сам мастер. Однако в России все было серьезно – в нынешней столице тяготели к яркости, к широте и радикальности систем самовыражения, в то же время как в более северном городе предпочитали сдерживать собственные эмоции, использовать более спокойные стили.
3. Ориентированность на массовость – это база модерна. Его последователи смотрели на людей, которым больше требовалось удобство, чем красота. Хотя эта черта стиля проявилась далеко не сразу, и ее можно считать изменением отношения к архитектуре, на которую перестали смотреть только как на искусство. Внимание перестали уделять только форме искусства архитектуры и сориентировались на его содержании. Это было спровоцировано изменениями в обществе, а также новейшими достижениями науки и техники, и тенденция продолжилась в остальных стилях XX века.