Среди особняков Петербурга есть лишь одно здание в черте старого города, что имеет явные черты северного типа модерна, и этим оно уникально. Здание, что является одним из самых необычных в архитектуре эпохи модерна северной столицы, строилось человеком, не особенно привычным к модерну.

Особенности строения

Владелец особняка обратился к архитектору Гиршовичу, скорее всего, по причине давнего контакта, но при этом сделал странный выбор для человека, желающего получить дом в стиле модерна. Видный и авторитетный архитектор не являлся признанным мастером модерна. Тем не менее, они познакомились довольно давно, и синагога работы архитектора пришлась купцу по душе.

По виду особняка сразу понятно, чем вдохновлялся архитектор – он явно смотрел на дом Лидвалей, ставший известным произведением архитектуры.  Особенно на его южную часть. Объединяет эти особняки Петербурга общая гамма, в которой выражено решение тональности и фактуры, увлечение горизонтальными линиями, одинаковое оформление объемов в углу здания, характерное для творчества скорее мастеров модерна, и введенное при строительстве доходного дома. Следуя образцу, строивший новый дом архитектор занялся и копированием – к примеру, именно нижние части стен были украшены имитацией камня. У Лидваля это горшечный камень, в новом доме – имитация оного.

Внешний вид

Особняк, что особенно необычно для архитектуры модерна и этой эпохи – Г-образный, а службы дополнительно расположены далеко в глубине внутреннего двора. В оформлении заметны детали, популярные во времена эпохи модерна как в архитектуре так и в кузнечном деле, и в искусстве в принципе. Ярче всего они проявляются в железной решетке и в оформлении лестницы, словно бы парящей в свободном пространстве. Выглядит он легким, хотя и слегка утяжелен чертами северного стиля. Строгая графика, в которую вписываются как прямые, так и кривые линии, является прекрасным знаком модерна, и просто очаровательно сочетается с элементами живописного стиля – листьями вьюнка, цветами и так далее, а верхняя часть витража создает такими же узорами ощущение нависающего над окном ламбрекена.

Внутренняя планировка

Любопытное сочетание системы анфиладной и коридорной – при этом главным залом архитектор украсил второй этаж. Роскошество нео-рококо основной мотив в оформлении внутреннего пространства, дополняется мотивами модерна – крайне интересное пересечение.