Особняк в Гатчине, что принадлежит художнику Щербову, представляет собой оригинальное олицетворение свободного духа модернистского города. Строение, отличающееся романтичностью в сочетании с дерзкими и новыми решениями, выполнено с использованием почти минимума художественных средств. Мы можем с полным правом сказать, что дом – эксперимент единичный что в творчестве архитектора, что во всей истории модерна Петербурга, предвестник авангардистской эпохи.

Карикатурист и архитектор

Немалую роль в формировании необычного облика дома сыграли два человека – как его архитектор, так и его заказчик и владелец. Кричинский как архитектор мечтал о том, чтобы получить для себя немного пространства, на котором можно было бы проявить личное творчество. И тут его пригласил работать над своим домом Щербов. Это яркий, оригинальный человек, обожавший необычное и экзотическое. Блестящий карикатурист, очень своеобразный человек, он принимал участие в строительстве своего дома. Проект был завершен в 1910 году. И спустя полтора года, в ноябре следующего, строительство было завершено полностью, представив нам образчик монументального гротеска. Владелец всегда оставался собственником особняка – ему не помешала даже грянувшая через шесть лет революция. Поддерживаемый самим Горьким талант остался на высоте. Сегодня в здании расположен его же музей.

Особенности строения

Здание словно состоит из двух частей. Первая на один этаж, с огромным, высоким чердаком, и вторая, в которой два этажа. Там уже крыша имеет форму колпака, а не ската, а холл отличается удивительной просторностью. Первая часть была предназначена для гостей, вторая для обитателей особняка. «Башенная» тема, что была отражена во многих особняках своего времени, была тут отражена в крайне оригинальной трактовке. Архитектор открыл нам красоту чистых, лишенных деталей поверхностей.

Вся лицевая часть напоминает скорее скульптуру абстракциониста, чем архитектурное произведение искусства. Внешний фасад специально увеличен – полезного пространства внутри намного меньше, чем кажется снаружи. Зато сюда вынесен огромный чердак. Это создает впечатление, что дом создали в качестве иронии, карикатуры или шаржа. Скорее всего, эта часть проекта была определена заказчиком. Материалы для облицовки стен собирали сами владельцы, всей семьей.

Среди памятников модернистского искусства города ему нет аналогов.