Многие историки архитектуры однозначно утверждают, что родиной неоклассицизма можно считать Англию. Именно здесь в первой половине XVII в. возрождается интерес к работам А.Палладио, появляется течение в архитектуре, названное палладианством. Первым и самым известным последователем А.Палладио стал талантливейший английский дизайнер и архитектор  Иниго Джонс,  его работы представляют английский вариант палладианства и в них были заложены начальные идеи уже неоклассики, охватившей европейские страны в XVIII-XIX веках. Поэтому невозможно, говоря о неоклассике в архитектуре, не вспомнить  самого влиятельного европейского зодчего Андреа Палладио.

В 1508 году в Падуе, принадлежавшей тогда Венецианской республике, в семье мельника родился мальчик, названный Андреа. Ему суждено будет стать величайшим мастером  Позднего Возрождения, Великим  архитектором и теоретиком архитектуры. А начинал будущий знаменитый зодчий учеником каменщика в Виченце, куда в 1524 году переехала его семья. Ему повезло познакомиться с известным гуманистом своего времени Дж.Триссино. Благодаря ему, его внимательному руководству, Антонио получает серьезное гуманистическое и архитектурное образование. Но путешествует по многим городам Италии, Хорватии, Франции, где изучает  лучшие образцы античного и ренессансного архитектурного творчества. И это изучение дает свои  плоды.

В его ранних постройках явственно проступают и римское величие, и венецианская свобода, и общее богатство декора: знаменитая Базилика в Виченце, возведенная на месте старой ратуши, украшает и сейчас площадь Piazza dei Signori. Базилика считается его первой серьезной работой. Благодаря тому, что Палладио сумел органично соединить ядро старой ратуши с большим центральным залом галереями в виде двухъярусной аркады, Базилика получилась торжественной и монументальной. Именно в этой постройке начинает воплощаться главная идея зодчего – новая пропорция орденов и особая конструктивная роль стены, получившей, благодаря пронзающему ее ордену, пластическую объемность и тектоническую ясность.

Изучая труды Витрувия, в частности, «Десять книг об архитектуре», он заражается идеей дома с атриумом и перистилем, затем развивает ее и создает в своем творчестве новый тип городского дворца – палаццио. Его палаццио Кьерикати  воплощает многие его взгляды на архитектурное решение, с помощью которого достигается естественная связь фасад здания с планом, с городской средой. Знаменитая его вилла Ротонда (другое название Villa Capra ) показывает характерную для Палладио ясность классических форм и общей композиции. Это сооружение и сейчас вызывает восторг не только у современных архитекторов. В 1994 году Ротонда Villa Capra занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Особо стоит сказать и о церковном творчестве Палладио. По заказам Церкви в Венеции были построены три здания: церковь Сан-Франческо дела Винья, Сан-джорджио Маджоре на острове Маджоре и Иль Реденторе на острове Джудекка. Во всех проектах ясно выражена тектоническая структура, графический рисунок портиков читается очень четко. Классическое спокойствие отделки из белого мрамора придает церквям немного светский характер.

Композиции зодчего всегда лаконичны и ясные. В них отлично  проявляется его трепетное отношение к античности. Трактаты Антонио Палладио — «Римские древности», 1554; комментарии с рисунками к Витрувию, изданные Д. Барбаро, 1556; «Четыре книги об архитектуре», 1570 и др.- заложили теоретическую основу такому течению в архитектуре, как палладианство, одновременно показав, что язык архитектуры может быть ясным и понятным. Его архитектурное и  литературное наследие, сыграв огромнейшую роль в развитии идей барокко и классицизма, а затем и неоклассицизма, остается актуальным и сейчас.