В 1910-х годах начала набирать силу неоклассика, сменившая как модерн в архитектуре, так и эклектический стиль прошлых лет необычными решениями. Архитектура становилась классической, но при этом обладала необычной, даже можно сказать утрированной выразительностью.

Неоклассика и классика

После использования эклектического стиля на переломе веков новые мастера не собирались отказываться от применения классических мотивов. Но вместо простого заимствования они решили воссоздавать стилистику. Многие дома строились с явно подчеркнутой выразительностью, почти копировали стиль начала прошлого столетия. В архитектуре велись поиски решения, что позволило бы сочетать неклассических зданий по форме, то есть домов многоквартирного типа или современных по назначению зданий, к примеру, вокзалов, с очертаниями классики, мотивами, что давали бы всему зданию тему с художественной точки зрения. Точно так же в национальной романтике использовали мотивы средневековья.

Ордерные формы

Стоит обратить внимание, что неоклассика со всем ее уважением к классическим тенденциям придавала мало значения ордерным формам. Понятно почему – она имела совсем иные цели, строила те здания, что не предполагались даже при формировании классического стиля. Поэтому формы становились значимы не в конструкции, а в придании зданию изобразительной выразительности и своего рода пластичности. Они могли интерпретироваться с разными вольностями, и таким же образом соединяться друг с другом. Порой мастера использовали и приемы модерна, чтобы придать зданию особенный вид – к примерам такой необычной неоклассической архитектуры относится здание Беренса, предназначенное для немецкого посольства в Санкт-Петербурге, причем ярче всего даже там это проявляется в интерьерах.

Прекрасным примером качественного использования ордерного оформления фасадной части может стать Театр Елисейских полей, построенный в десятых годах двадцатого века в знаменитой центральной части Парижа.

Тенденция неоклассической архитектуры, что в десятых годах воплощала представление о классике и об ордерной системе, не прерывалась в Европе длительное время, сохранив свое влияние примерно до конца двадцатого века, и особенно распространяясь в создании дорогих особняков для респектабельных заказчиков.