Благодаря изучению современных материалов появляется возможность реконструировать некоторые категории, являющиеся основными для архитектурного языка, для сознания зодчего во время формирования стиля.

Проект оценивали в первую очередь по основным критериям:

1.         Монументальности

2.         Характерности – то есть возможности поведать о назначении строения при помощи его архитектурных особенностей.

3.         Уместности – фактически представление нового здания как части города и соответственно определение его соответствия общегородскому стилю.

По таким понятиям оценивали первые проекты, предназначенные в основном для цеховой «системы координат». Тем не менее, положительно повлиять на восприятие проекта комиссией могли и другие характеристики, впоследствии ставшие обычными для стиля неоклассики в целом. Это спокойствие и общая целостность восприятия фасада, что исключает немалое количество архитектурных деталей. Хорошо оценивались масштабы здания, если они были традиционными и общими. Ценились пропорции, что оценивались жюри как «хорошие».

Основными достоинствами проекта того времени являлись

1.         Целостность

2.         Спокойное оформление

3.         Единство композиции и формы (на всех уровнях)

4.         Общая связь всех деталей

5.         Традиционная масштабность

6.         Совместная масштабность (оценивавшаяся по ордерной традиции)

7.         Хорошие пропорции

8.         Простота – и не только визуальная (однако однообразие считалось минусом)

9.         Парадность представительных зданий

10.       Строгость ритма и геометрии

Интересно, что хотя оценка должна была проводиться в первую очередь по функциональности, а лишь потом по виду, симметрия выбиралась чаще всего, даже тогда, когда симметричность была нежелательна с точки зрения использования здания. Традиционным принципам во время формирования нового стиля следовали чуть ли не слепо. Оценка с точки зрения традиций играет неописуемо большую роль, чем даже выбор канона стиля, правда в данном случае лишь формальной. Логика классики становится основой даже для зданий, формы которых от основных ее критериев далеки.

Стиль задал немалое количество критериев, что будут использоваться впоследствии, и благодаря его формированию они и в языке и в понятиях стали более универсальными, хотя и не вызвали появление классики как формальности.