Советская архитектура 30-х годов подразделялась на несколько течений – среди них были и неоантичные, и неоренессансные, и даже неоампир. Но именно последние оказались самыми влиятельными, а на мастеров сильнее всего повлияли две тенденции изменения формы – это обрамление неоклассики некоторыми оттенками стиля ардеко, и академизация восприятия. А популярнее всего стали приемы античности.

Неоклассика и античные мотивы

Мастера нового времени ориентировались на образы Петербурга, создавая новый образ столицы нового государства. Архитектура  раннего советского периода много заимствовала у величественного Рима, и именно из его особенностей создавала свою неоклассику. В проектах были использованы такие мотивы нео-античного стиля, как трехарочные образы, упрощенный ордер, и даже необычные для того времени окна-кессоны. Трехарочный мотив был заимствован у Рима – в то время его в основном использовали для оборудования терм и базилик. Тем не менее, именно он задал тон для создания архитектурных произведений по всему миру, особенно отразившись на вокзалах мира. Архитектура советского периода упростила свои заимствования, и самые признанные мастера работали именно с модернизированным взглядом на античность. Хотя тот же Жолтовский предпочитал взгляд скорее ретроспективный, а Фридман ценил хоть и переложение архитектурного языка, но все же в более футуристичном направлении. Мастером, предвосхитившим создание ардеко, и работавшим в неоклассике оказался И. А. Фомин.

Образы Рима и Петербурга

Вдохновением для новых мастеров стали облики признанных столиц – и Петербурга, и Рима. Взяв их за основу, архитекторы раннего советского периода пересматривали их, перерабатывали, и использовали уже в переосмысленном виде. Двойственность применения античных тенденций стала новацией архитектуры России того времени. Осваивались образы как декоративного типа, такие как русты в стиле хрусталя или бриллиантов, так и принципы построения проекта или планирования города. Античные, и в первую очередь римские прообразы никак не могли не оказать влияния на архитекторов, что обучались в то время в Академии художеств. Неоантичность течений архитектуры в сочетании с явными тенденциями, заимствованными у дореволюционной эпохи, стал классикой советской архитектуры.